Информационно-аналитическая система
для исследования динамики и качества экономического роста приграничных регионов
ИПРЭК СО РАН при финансовой поддержке РГНФ
В настоящее время
на сервере ведутся
технические работы
RU
EN


Туристические ресурсы Забайкальского края → Этнический туризм

Этнический и паломнический туризм

Буддизм пришёл в Забайкалье несколько столетий назад и, сменив шаманизм, наложил значительный отпечаток на быт и культуру местного населения. Многие из горных вершин издревле использовались как «обоо» – мест а совершения шаманских камланий. На вершинах сопок расположены сверкающие отблески этих каменных пирамид. Самые знаменит ые обоо – Алханайский, Адон-Челонский и Большебат орский – образуют гигантский треугольник, раскинувшийся среди забайкальских степей. Вокруг каждого из обоо видны хорошо натоптанные тропы – следы паломников, совершавших молит венный круговой ход – гороо – вокруг священных памят ников. Особое внимание привлекают узорчатые буддистские храмы и часовни – дацаны и дуганы. Агинский и Цугольский, Узонский и Угданский дацаны – это ещё и очаги культуры, центры философии и медицины. Так, при Агинском дацане работает Буддийский институт, готовящий будущих медиков и лам, философов и астрологов. Восстановленные из забвения и выстроенные заново, храмы поражают чистотой красок и причудливостью линий, удивительно гармонируя с окружающими пейзажами.

Гора Алханай – одна из знаменитейших святынь северного буддизма, которую ежегодно посещают тысячи людей. Алханай издревле считается местом особого поклонения. Здесь возносил молитвы глава буддистов всего мира Далай-Лама XIV. Этот потухший вулкан собирает на природные культовые храмы буддистов-паломников и просто отдыхающих из разных уголков России и даже других стран мира. Лечебно-оздоровительные воды источников Алханая собирают ежегодно более 20 тыс. посетителей. Сейчас гора Алханай – это центр национального парка.

Чрезвычайно важным, но мало известным пластом культурного наследия Забайкалья является наличие в Читинской области места хранения уникального литературного памятника буддийской культуры «Ганчжура» (с. Бурсомон Красночикой-ского района).

Само село Бурсомон является, по сути, неким центром природно-культового комплекса. По словам Ю.В. Жеребцова (1992), «…природно-культо-вый комплекс Бурсомон можно рассматривать как «этнокультурный ландшафт», изучение которого необходимо во взаимосвязи с этнографией и историей, географией и экологией». Первым оценил историко-культурную значимость этой местности Яньков (1968), опубликовавший сообщение о Бур-сомонском Дугане. После этого Бурсомон посетил Б.Н.Вампилов, и об этой поездке он сообщает в книге «От Алари до Вьетнама» (1986). Позднее историко-этнографическая ценность территории была исследована А.В. Дроботушенко, С.В. Теру-ковым (2001), Ю.Т. Руденко, А.С. Скрипченко, которые провели полевое обследование этой местности (2002 г.). Этот комплекс представляет собой потенциальный туристический ресурс (научного и познавательного туризма) и требует системного подхода для включения его в туристическую инфраструктуру области.

Потомки старообрядцев, расселившиеся в бассейне р. Чикой, знамениты народным творчеством, самобытностью, нерастраченностью духовной и нравственной культуры, в связи с чем Комитетом Организации Объединенных Наций по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 2001 г. культура семейских была включена в список «Шедевры устного и нематериального наследия». Такое почетное звание присуждается уникальным пространствам и формам культурного выражения: языкам, мифам, эпосам, музыке, танцам, ритуалам, народным промыслам и ремеслам.

Известное не только в Сибири, но за российскими рубежами многоголосное камерное пение семейских представляет собой уникальный пласт певческой культуры, сохранившейся в первозданной чистоте в этих краях. Ансамбли семейских, иногда это действительно одна семья, имеются практически в каждом семейском селе. Их выступление представляет собой живописное действо, поскольку участники облачены в нарядные костюмы, крой, украшения которых сохранены в течение всех прошедших столетий. Женские украшения – это нарядные тяжеловесные янтарные бусы и подвески, головные уборы – кички передаются по женской линии из поколения в поколение.

Несомненным ресурсом обладает и развитие мемориального туризма, основанного на посещении могил и захоронений, например японскими военнопленными. В настоящее время в область уже прибывают ежегодно мемориальные туристы из Японии, однако достойное обслуживание, сопровождение, помощь при транспортировке останков в Японию они получают не от специализированных туристических фирм, а от организаций, которые занимаются этим время от времени.


Последние новости:

02.11.2013: Обновление модуля "Особо охраняемые природные территории"
07.09.2013: Обновен раздел "Индикаторы качества экономического роста".
02.11.2011: Добавлен раздел "Публикации по теме проекта"

Обсуждаемые темы на форуме:


Ссылки:


Российский гуманитарный научный фонд

Институт природных ресурсов, экологии и криологии

Дирекция по ООПТ Красноярского края

Бабр.ру


>> Вход для администратора