Информационно-аналитическая система
для исследования динамики и качества экономического роста приграничных регионов
ИПРЭК СО РАН при финансовой поддержке РГНФ
В настоящее время
на сервере ведутся
технические работы
RU
EN


Туристические ресурсы Забайкальского края → Социальный туризм

Социальный туризм

В ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.) дано следующее определение: «Социальный туризм – это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды».

Однако программы социального туризма в России и в Читинской области нет, как нет и строки в областном бюджете. Развитие этого направления туристической деятельности, очевидно, должно являться приоритетным направлением для органов государственной власти региона. Необходимость обратить на это внимание указывают и показатели сокращения продолжительности жизни населения, и в целом снижение качества жизни.

Элементы социального туризма достаточно хорошо были развиты до середины 1980-х годов в системе профсоюзной поддержки отдыха и путешествий граждан СССР. Отдых по профсоюзным путевкам был самым массовым и доступным. К 1991 году потребителями услуг социального туризма были 30–40 % населения. Коммерциализация туристических услуг резко ограничила доступность профсоюзных средств, а льготные и бесплатные путевки практически исчезли, даже для малообеспеченных слоев населения. В 2001 г., по данным экспертов, только 2–3 % населения смогли воспользоваться такой социальной льготой (Гуляев В.Г., 2003).

Для развития семейного туризма или туризма трудящихся, кроме наличия оплачиваемых отпусков, для массового охвата семей, как правило, недостаточно обеспеченных, необходима помощь государства в виде выделения специальной статьи в бюджете. В Испании, к примеру, созданы отпускные базы для трудящихся, организуются прямо или косвенно отпускные поездки по экономическим ценам, предоставляются субсидии и помощь для развития семейного туризма. Помимо государства, в этом участвуют профсоюзы, политические партии, отдельные частные компании.

В Читинской области не существует специальных средств размещения отдыхающей молодежи: молодежных турбаз, поселений, временных стоянок, баз в горах, принадлежащих государству, муниципальным образованиям, различным центрам, экскурсионным и спортивным ассоциациям. Однако условно к ним можно отнести перечисленные в Сводном перечне спортивные базы, базы отдыха студентов и школьников, которые одновременно являются базами отдыха и для преподавателей, работников и их семей. Познавательные поездки, маршрутный туризм, сельский туризм при определенной поддержке имеют хорошую перспективу для развития. При этом необходима скидка на транспортные средства путем введения специальных карточек и тарифов.

Пенсионный туризм или туризм «третьего возраста» в виде организации путешествий, осуществляемых специальными туристическими агентствами при субсидировании и использовании общественной помощи, в области не развит. При этом туризм «третьего возраста» помогает решить проблему сезонности, касающуюся прежде всего использования транспорта и баз размещения.

По линии органов социальной защиты в настоящее время только немногочисленные категории граждан: инвалиды, дети из малообеспеченных семей, ветераны и пр. получают льготы для сана-торно-оздоровительных услуг. Реестр дает перечень детских лагерей, курортов и санаториев, где население может получить эти услуги.


Последние новости:

02.11.2013: Обновление модуля "Особо охраняемые природные территории"
07.09.2013: Обновен раздел "Индикаторы качества экономического роста".
02.11.2011: Добавлен раздел "Публикации по теме проекта"

Обсуждаемые темы на форуме:


Ссылки:


Российский гуманитарный научный фонд

Институт природных ресурсов, экологии и криологии

Дирекция по ООПТ Красноярского края

Бабр.ру


>> Вход для администратора